Мобильные операторы получают массу данных и метаданных, по которым можно узнать очень многое о жизни отдельно взятого абонента. Узнайте что такое предбиллинг на сайте. А поняв, как обрабатываются и как хранятся эти данные, ты сможешь отследить всю цепочку прохождения информации от звонка до списания денег. Если же говорить о модели внутреннего нарушителя, то здесь возможности и подавно огромные, ведь защита данных вообще не входит в задачи систем предбиллинга.
Для начала нужно учитывать, что абонентский трафик в сети телеком-оператора генерируется и поступает с разного оборудования. Это оборудование может формировать файлы с записями (файлы CDR, логи RADIUS, текст в ASCII) и работать по разным протоколам (NetFlow, SNMP, SOAP). И нужно контролировать весь этот веселый и недружный хоровод, снимать данные, обрабатывать и передавать дальше в биллинговую систему в формате, который будет предварительно стандартизован.
При этом везде бегают абонентские данные, доступ к которым желательно не предоставлять посторонним. Насколько защищена информация в такой системе с учетом всех цепочек? Давай разбираться.
Зачем предбиллинг телеком-операторам?
Считается, что абоненты хотят получать все более новые и современные виды услуг, но нельзя постоянно менять для этого оборудование. Поэтому реализацией новых услуг и способами их предоставления должен заниматься предбиллинг — это его первая задача. Вторая — анализ трафика, проверка его корректности, полноты загрузки в абонентский биллинг, подготовка данных для биллинга.
С помощью предбиллинга реализованы различные сверки и дозагрузки данных. Например, сверка состояния услуг на оборудовании и в биллинге. Бывает, абонент пользуется услугами при том, что в биллинге он уже заблокирован. Либо он пользовался услугами, но с оборудования не поступили записи об этом. Ситуаций может быть множество, большинство таких моментов и решается с помощью предбиллинга.
Когда-то я писал курсовую работу по оптимизации бизнес-процессов компании и расчету ROI. Проблема с расчетом ROI была не в том, что не было исходных данных, — я не понимал, какой «линейкой» их мерить. Примерно так же часто бывает с предбиллингом. Можно бесконечно настраивать и улучшать обработку, но всегда в какой-то момент обстоятельства и данные сложатся так, что произойдет исключение. Можно идеально выстроить систему работы и мониторинга вспомогательных систем биллинга и предбиллинга, но невозможно обеспечить бесперебойную работу оборудования и каналов передачи данных.